..КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ..

.....Новости.....
Конкурс "Вместе против коррупции!"
Конкурс "Вместе против коррупции!"
В 2019 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведён Международный молодёжный конкурс социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!».
Лучше один раз увидеть...
Лучше один раз увидеть...
Вчера состоялся предпремьерный общественный показ спектакля "Аленький цветочек" и новогодней интермедии в рамках проекта "Детская классика".
"Я очень люблю жизнь"
"Я очень люблю жизнь"
 К 100-летию Зинаиды Васильевны Леонтьевой (1919), заслуженного работника культуры России (1982)
.....Мы в соцсетях.....

..........ФОТОАЛЬБОМ..........
......Наши партнеры......

   Teatri detyam.png      logotype.png  

Кутюрье.png   Культура малой Родины.png   

.....Новости региона.....

"Я очень люблю жизнь"

Ya ochen lyublyu zhizn - foto 1.jpg  К 100-летию Зинаиды Васильевны Леонтьевой (1919),
заслуженного работника культуры России (1982)

  «Я – купецкая дочь!» - уже не скрывая своего происхождения, с гордостью говорит о себе Зинаида Васильевна Леонтьева. И правда – весь ее облик, броская русская стать, высокий рост, большие глаза, покатость плеч – делали ее истинной красавицей в молодости, да и сейчас, в почтенных летах, она выделяется из толпы. Поставленный от природы голос низких тонов и до сих пор впечатляет богатством оттенков (а голос, как известно, у человека не меняется!). Нрав во все времена – веселый, характер энергичный, неунывающий, можно сказать, праздничный.

   Она родилась в Москве в семье московского фабриканта Василия Васильевича Леонтьева и его законной жены Зинаиды Федоровны (урожденной Копыриной). Дед, Василий Леонтьевич Леонтьев, был владельцем большой шоколадной фабрики «Леонтьев и сыновья» в Марьиной Роще. Они выпускали известный не только в России, но и за границей шоколад «Lorigan» и «Эдем».
   Истинный день рождения Зинаиды Васильевны – 3 октября, но по какой-то неведомой причине родители записали ее под 20 октября. Мать и отец находились в троюродном родстве. Брак их был по любви.
Зинаида Васильевна еще застала деда, помнит его дом со множеством комнат и красивой мебелью, помнит и бабушку, разъезжавшую по Москве в большой коляске с красивыми лошадями под звон бубенцов…
   В 1922 году родилась сестра Елена, ставшая для Зинаиды душевной подругой, помощницей, советницей, собеседницей. В семье царила атмосфера добра, любви, уважения друг к другу: весело отмечали праздники, ходили в театры. Отец дружил с поэтом Сергеем Есениным, называл его братом, они и правда были чем-то внешне похожи. Семья Леонтьевых была поклонниками театра Мейерхольда.
   С пяти лет Зина знала, что станет актрисой. Как-то родители отвели ее в Художественный театр на «Синюю птицу», и наша Зиночка пропала! «Впечатление было настолько сильным, что я тогда всем сказала, что «буду плясать на театре». Взрослые смеялись, что, наверное, я точно стану актрисой, раз говорю «на театре», - с улыбкой вспоминает Леонтьева.
   Время НЭПа семья встретила с надеждой: дела фирмы отца пошли в гору. Но вскоре В.В. Леонтьева арестовали, предъявив обвинение в утаивании золота, которое у него якобы было. Он был сослан на строительство Беломоро-Балтийского канала, потом выслан на «101-й километр» и доживал свой век с другой женой сначала в Муроме, а потом в Сиверском под Ленинградом.
   После ареста отца семью выдворили из Москвы. Они поехали в Тулу, на улицу Буденного, на родину мамы, к деду Федору Копырину, известному тульскому предпринимателю и галантерейщику. Это был 1925 год.
   В семье Копыриных жизнь кипела, всегда собиралось интересное общество. Дяди, три маминых брата, были студентами. В доме звучали стихи, играли в преферанс, «вызывали духов». За чаем шли разговоры о театре, литературе, тогда Зина и услышала впервые фамилию А. Вертинского, в дальнейшем горячо ею любимого. Из-за скученности населения в доме деда мать сняла квартиру в доме по улице Тургеневской, 81, и Зина пошла в школу №6. Она стала активным членом театрального кружка, а в драмтеатре, где мама работала кассиром, не пропускала ни одной премьеры.
Ya ochen lyublyu zhizn - foto 2.jpg   Зинаида была увлечена театром необыкновенно! Мечтала учиться у Мейерхольда, которого обожала вся семья, даже сама ездила «на разведку» в Москву, но тут выяснилось, что Студия есть и в Туле, при драматическом театре. В 1937 году, не закончив семилетки, Зинаида была зачислена сразу на второй курс и во вспомогательный актерский состав театра. Исидору Григорьевичу Громову, художественному руководителю театра, очень приглянулась девушка с такими яркими выразительными сценическими данными.
   Именно в Студии произошло формирование и рождение актрисы Леонтьевой. Все было по-серьезному: танец, сценическая речь, мастерство актера, которое вел сам Громов. «А самое главное, - подчеркивает Зинаида Васильевна, - что стимулировало учебу, - высокий уровень труппы: Шевырева, Намфорд, Иртеньев, Лельский…
   Играя в массовых сценах или выходя в эпизодах рядом с мастерами в спектаклях «Анна Каренина», «Собака на сене», молодые заражались духом творчества, находили верное сценическое самочувствие. Одна изпервый ролей Зинаиды Васильевны на сцене тульского театра – небольшая роль леди Эльфорд в «Стакане воды» Э. Скриба.
   Героиней труппы в это время была великолепная Анна Сергеевна Томашевская, жена Громова. Она очень выделялась даже среди такого сильного актерского состава труппы театра. Первая исполнительница роли Анны Карениной в СССР, обольстительная Диана («Собака на сене»), трагическая Мария Стюарт, страдающая Королева Анна («Стакан воды» Э. Скриба), – она владела умами и сердцами туляков. Зиночка была на нее несколько похожа, и Громов выделял свою студентку, она была вхожа в их с Томашевской дом.
   1938 – страшный год в истории тульского театра. Была «раскрыта» «шпионская организация», во главе которой как бы стоял И.Г. Громов. 14 человек исчезли в стенах НКВД, 10 – вернулось, а четверых расстреляли, среди них была и сорокалетняя Томашевская. Но это знаниеXXI века, а тогда – люди ушли в никуда…
   В 1939 году З.В. Леонтьева получила диплом, сыграв роль невесты в «Свадьбе» Чехова. В драме после всех событий оставаться не было желания, в ТЮЗе она себя не видела, да хотелось и самостоятельной жизни – так возник Ярославль.
   Великая Отечественная война смешала все планы. Через Горький, Курск, Орёл (Москва была закрыта) Зинаида с трудом добралась до Тулы. Город был в осаде, театры не работали. Голод. «Зарево пожарищ, все горит, бомбят, - до сих пор страшно вспомнить», - говорит Леонтьева.
   Что делать? Как жить? Надо искать выход из положения. И она стала делать бутафорские серьги, а мама меняла их на рынке на продукты. Зинаида Васильевна всегда была «рукастая»: по хозяйству все делала сама – белила, клеила обои, шила, даже сценические костюмы рисовала себе сама.
   С 1942 году З.В. Леонтьева– актриса Тульского театра юного зрителя, где продолжает служить до сегодняшнего дня.
Ya ochen lyublyu zhizn - foto 3.jpg   Время военное было трудным. Утром репетиция, потом выступления в госпиталях, сдача крови (там кормили!), вечерний спектакль. Играли в замороженном зале: зрители в валенках и пальто, а артистки – в воздушных платьях… В антракте все вместе бежали в фойе греться у буржуйки. Играли в основном классику – Островского, Мольера, Чехова. Театр был воздухом мира, жаждой домашнего тепла, надеждой на светлую и радостную жизнь без выстрелов и крови.
   Однажды во время спектакля объявили тревогу, началась бомбежка и одного из бойцов, пришедших в театр, ранило. И его группа крови совпала с группой крови Зинаиды Васильевны. «И я поделилась с ним своей кровью», - тепло вспоминает Леонтьева.
   С декабря 1943 по май 1944 года в Туле размещалась французская эскадрилья «Нормандия-Неман», занимавшаяся тренировочными полетами на советских истребителях. Как-то начальство решило дать союзнический бал в драмтеатре: сначала играли спектакль, а потом – танцы в фойе. «Нам по ордеру выдали по куску крепдешина, и у меня было сиреневое платье и прическа, как у Карлы Доннер из «Большого вальса», - вспоминает Зинаида Васильевна. Первым с Зиной танцевал Жан леМартеле, но он не знал ни слова по-русски, переводчиком был его друг Леон Кюффо. И оба в конце пошли провожать до гостиницы «самую красивую девушку бала».
   Об этой встрече много написано. Что было? Была юность, увлеченность, красота отношений (не каждый раз перед советской девушкой бросаются на колени!), букеты цветов – и в воздухе витало что-то неуловимое, манкое, присущее только молодости. Гуляли, смеялись, учили русские слова, пели песни, говорили о Париже… Встречи были легкими, мимолетными. Зине нравилось, когда ее любили, а Леон был серьезно увлечен, звал в Париж. Отбывая на фронт, он сказал ей, что пролетит над гостиницей «Центральная», где живет она, и, даже, помашет крыльями. «Все сделал, как обещал»,- улыбается З.В. Леонтьева. История их отношений подробно описана в книге И.М. Москалева «Судьбы одной приметные моменты», посвященной жизни и творчеству актрисы.
   Леон стал генералом. В 80-х годах прошедшего века они обменялись письмами. Это была одна из романтических страниц жизни как француза Леона Кюффо, так и русской красавицы Зинаиды Леонтьевой…
В ТЮЗе изо дня в день шли спектакли, готовились новые роли. Атмосфера в коллективе была замечательная, уже ощущалось приближение Победы!
   Одно из ярких воспоминаний военных лет – спектакль «Снежная королева» Евг. Шварца (1945). Королевой была, естественно, Зинаида Васильевна! Она, как всегда, сама придумала себе костюм, используя боа из перьев и пуха, подаренное когда-то ей бабушкой. Сие великолепие, включая газовую вуаль, под воздействием вентилятора поднималось волнами, порывы «ветра» открывали окно и Снежная королева, сияя огромными глазами, буквально влетала на сцену. И это неотразимо прекрасное Зло своей горячей любовью и преданностью побеждала маленькая девочка Герда. Через ассоциации сказочная ситуация накладывалась на жизненную, военную, спектакль звучал патриотично и пользовался бешеным успехом.
   К 1947 году относится одно из главных событий в творческой жизни актрисы –первая в СССР постановка спектакля «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева (реж.А.Д. Каратов), где ей была поручена роль Ульяны Громовой. И Зинаида Васильевна вошла в историю театра, как первая исполнительница этой роли. На спектакль ходили толпами: приезжали московские критики, родители героев-краснодонцев, признавали, что Леонтьева похожа на оригинал не только внешне, но и особой духовной сосредоточенностью, серьезностью, свойственной Ульяне.
Ya ochen lyublyu zhizn - foto 4.jpg   Когда речь заходит о ТульскомТЮЗе, одним из первых приходит на ум имя Леонтьевой. Для театра – она хранительница очага, королева сцены, посвятившая жизнь детскому театру. Да, она не играла зверушек и колхозниц, но когда она выходила на сцену в ролях Джеммы («Овод» Э. Войнич, 1947), Маши Троекуровой («Дубровский» А.С. Пушкина, 1949), Софьи («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1952), леди Винтер («Три мушкетера» А. Дюма, 1955), Софьи («Последние» М. Горького, 1970), она являла собой поэтический образ Женщины, прекрасной и совершенной, которую не могла уничтожить ни война, ни эмансипация, ни сомнительное равноправие полов.
   Она была замужем всего один раз в жизни за Петром Николаевичем Дюмоном (1906-1985), режиссером-мейерхольдовцем, человеком талантливым и ярким. Зинаида Васильевна очень хотела ребенка, и 11 мая 1951 года родилась их единственная дочь Ирина.
   24 января 1990 года состоялся бенефис З.В. Леонтьевой, посвященный ее 70-ти летию. Актриса исполнила роль бабушки Варвары Владимировны в спектакле «Акселераты» С. Ласкина (реж.В. Шубников). Ее героиня искрилась юмором, была необыкновенно мудра, добра, умна, развязывая узлы непростого семейного конфликта. А в конце вечеравдруг объявила, что уходит со сцены. Ей стало как-то холодно в родном театральном доме, и она отправилась в свободное плавание свободного художника: с чтением хороших книг, посещением премьер, выставок и, как истинная бабушка, занялась многочисленными внуками.
   Магнетизм театра существует, иначе как понять приглашение Зинаиды Васильевны руководством ТЮЗа в лице директора Б.С. Карцева и главного режиссера В.С. Шинкарёва на очень странную роль в спектакле «Трепетные истории» К. Драгунской. Актрисе было 83 года. Ее персонаж так и назывался – «Персонаж, которого нет в пьесе». Его, действительно, не было, его придумала завлит театра Елена Карцева. На маленьком игровом пятачке прямо на сцене ТЮЗа соединились актеры и зрители. Каждый вдох и выдох был слышен, каждый взгляд замечен. Появление красивой женщины в длинном платье, закутанной в прозрачный шарф, наполняло атмосферу спектакля особым очарованием, флером благородства ушедшего времени, его ценностями и образами. Спектакль из простой бытовой истории становился многоплановым и объёмным. На фестивале во Владимире З.В. Леонтьеву в этой роли назвали «Чудом театра».
   И все вернулось на круги своя, и вновь для Леонтьевой началась жизнь театральная, а для поклонников актрисы – счастье видеть на сцене свою обожаемую Зиночку. Даже близкие никогда не называли ее бабушкой – Зина, Зиночка. «Зиночкой» она остается и в театре - «Зиночкой Васильевной».
Ya ochen lyublyu zhizn - foto 5.jpg   «Я – из прошлого, - откровенно говорит З.В. Леонтьева,- мои основные роли были в классическом репертуаре. Я играла барынь, принцесс, королев, любила сказки, лучше чувствовала себя в длинных стильных платьях со шлейфом и веером в руках». Она знает особый секрет: ходить не с каблука, а с носка, поддевая им подол платья.
   В театре есть выражение «держать спину» - это значит, спина должна быть прямой, и идет это от корсета. В корсете Зинаида Васильевна всегда репетировала и играла, не потому, что нужно было утягивать фигуру, а потому, что нужно было «держать линию». «Я поражаюсь, как можно репетировать пьесы Островского в брюках, я таким отношением возмущена до предела!.. А шляпки? А веера? Да что такое делается! Веером этак бах-бах по ногам!» - сетует актриса.
   Как ходит Зинаида Васильевна, как носит шляпку, как в ее руках живет веер, как она выплывает в своем шикарном кружевном туалете в окружении молодых людей в роли Графини-бабушки Хрюминой в «Горе от ума» - видеть истинное наслаждение. Графиня – Леонтьева – персонаж вне времени. Бывшая в молодости непременной участницей балов, их царицей, теперь она стала привычным атрибутом московского бомонда. И с облегчением, с тонким соединением роли и отношения к ней, актриса хорошо поставленным не стареющим голосом, говорит внучке, обращаясь к нейчерез зал:

«Поедем, матушка, мне прафо, не под силу,
Когда-нибудь я с пала та в могилу!»

  Тень улыбки еле трогает губы Графини, и она опять мягко уплывает в сопровождении молодежи, давая паузу зрителям прийти в себя от увиденного – «грибоедовского времени» - и взорвать аплодисментами зал!
Когда Зинаиду Васильевну спросили, какая из ее 400 ролей любимая, она ответила: «Любимая роль – моя дочь. У нас с ней одинаковые глаза. И я – счастливый человек. У меня – пятеро внуков: Роман, Екатерина, София, Владимир, Мария, одна из них, Катя, очень похожа на свою прабабушку Зину, мою маму, получившую еще в девушках, в Москве, приз «За красоту».
   «Зинаида» в переводе с греческого – «божественная». Дитя века, Зинаида Васильевна Леонтьева, вполне оправдывает данное ей при крещении имя – добротою, нестяжанием, радостью, щедростью души, талантом красоты, соединением небесного и земного начал.

Ольга Кузьмичева. Опубликовано в сб." Тульский край.Памятные даты.2019" (3/10/2019)

 


 

 

 

Возврат к списку


Тульский Театр Юного Зрителя, 2011
Тула, ул. Коминтерна, д.2
Тел: (84872)56-97-66
Яндекс.Метрика
Перепечатка любого материала запрещена.
без указания ссылки на сайт.
Права авторов защищены,
копирование преследуется законом.
^ Наверх