«В 1951 году сказка была опубликована издательством «Молодая гвардия» и вскоре переведена на болгарский, немецкий и чешский языки. «Литературная газета» откликнулась на появление книги хвалебным отзывом. Звонили из театров с предложениями поставить сказку. Первым позвонил руководитель Театра кукол Сергей Владимирович Образцов, потом позвонили из Театра юного зрителя. Писатель отдал сказку в более близкий подросткам ТЮЗ и в 1952 году переложил её для сцены».
Ирина Жукова, «Возвращение Виталия Губарева»
В том же 1952 году пьеса пополнила репертуар Тульского театра юного зрителя. В 1998 году родился спектакль «Королевство кривых зеркал», который, как и нынешняя — третья по счету — постановка, был придуман художественным руководителем театра заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Шинкаревым.
Премьера новой постановки состоялась 21 сентября 2017 года. В том же году театр получил за «Королевство…» шесть дипломов регионального конкурса «Триумф» в разных номинациях, в том числе в самых престижных — за лучшую режиссерскую работу и лучшие главные роли. Спустя два с половиной года можно констатировать: эксперты были правы. Спектакль живет, пульсирует, растет вместе со своими зрителями.
Итак, 30-е по счету представление. В зале и непоседы-дошкольники, и рассудительные четвероклассники. Звучит третий звонок, на сцену выходит… Актер — так обозначена в программке небольшая роль Михаила Головко. В этот момент любой педагог мысленно поаплодирует режиссеру: детей нужно подготовить, «втянуть» в действо, отвлечь от насущной потребности стукнуть программкой соседа или попрыгать на откидном сидении. Актер прекрасно справляется с этой задачей, рассказывая юным театралам о сказке, которой когда-то зачитывались их бабушки. Дети заинтригованы: что же там в глубине темной сцены? Зритель готов внимать.
Понимание детской психологии, умение «нажимать» на скрытые «кнопки», чтобы добиться нужного эффекта, отличают постановки ТЮЗа. Но юный зритель приходит в театр в сопровождении взрослых. И, как бы странно это ни звучало, взрослым тоже должно быть интересно.
Повесть Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал», пьеса, созданная им годом позднее, и замечательный одноименный фильм Александра Роу сегодня принимаются детьми и взрослыми так же хорошо, как и 60–70 лет назад.Это особенность талантливых произведений для детей: они трогают читателя, зрителя, слушателя любого возраста и в любую эпоху. Ребенок не проникнется «Процессом» Кафки, но взрослый смахнет слезу, перечитывая спустя десятилетия уже почти забытую им «Русалочку» Андерсена.
Однако театральная пьеса — не книга и не партитура. В силах постановщиков сделать спектакль–музейный экспонат или спектакль, говорящий современным языком. Детище Владимира Шинкарева ничем не напоминает «привет из 50-х». Это история, которая могла бы случиться сегодня с обычной тульской девочкой. Бабушка (заслуженная артистка России Ольга Исайкина), заставляющая Олю собираться в школу, настолько узнаваема, что по залу прокатывается смешок. В этом обыденном мире зритель ориентируется, как в собственном доме.
И вдруг что-то неуловимо меняется — мы попадаем в Зазеркалье. По сути это тот самый «иной» мир, на путешествии в который с незапамятных времен строился обряд, миф, а затем и сказка. Зазеркалье, каким его представили в Тульском ТЮЗе, — место враждебное, загадочное, щекочущее нервы и этим притягательное. Его притягательность зиждется, в первую очередь, на актерском ансамбле.
Герои-дети (Оля — Евгения Назарова, Яло — Татьяна Зырянова, Гурд — Артем Козенков) дают маленьким зрителям ощущение сопричастности. Каждый ребенок в зале, глядя на них, узнает себя и в то же время видит высокий пример сострадания, стойкости, смелости. Но ребенку нужен взрослый, который поможет, направит, защитит. В волшебной стране Оля и Яло встречают доброго старика Бара (это вторая роль Михаила Головко) и заботливую тетушку Аксал (Ярославна Прилепская). Маленький герой, как и маленький зритель, инстинктивно тянется к тому, с кем нестрашно, кто погладит по голове, накормит вкусненьким и назовет тебя «фазаненком».
Как и положено захватывающей истории, в спектакле действует целый сонм злодеев: блистательно безмозглый король Йагупоп (Станислав Емельяненко), феерически нелепый Церемониймейстер (Алексей Чуков) и противный до смешного министр Абаж (Денис Казаков). Чистое зло воплощают министр Нушрок (Денис Ляпин) и его дочь Анидаг (Анастасия Щеглова). Но вот в чем фокус: это зло внешне привлекательно, на «коршунскую породу» хочется смотреть не отрываясь.
Костюмы, музыка, свет, декорации — все то, что создает эстетику спектакля, — в «Королевстве кривых зеркал» на высоте. В разговоре мама одного 7-летнего зрителя призналась, что сын пришел на эту постановку в пятый раз. Ребенок объяснил сей феномен просто: «Мне всё очень нравится: история, герои, костюмы. Это красиво». Как бы ни лгали кривые зеркала, зрителя не обманешь.
Екатерина Гудкова, фото из архива театра (Тульский ТЮЗ 03/03/2021)